FAIL (the browser should render some flash content, not this).

Последние новости
Запущены конкурсные отборы на получение грантовой поддержки проектов по разработке и внедрению российских цифровых решений. Спешите принять участие!


Парламентская ассоциация
"Топливно-энергетическая вертикаль России"

18.07.2013


Представители федеральных органов исполнительной власти, производителей и потенциальных потребителей газомоторного топлива и оборудования, экспертного сообщества, собравшиеся в рамках круглого стола в Аналитическом центре при Правительстве РФ, обсудили перспективы расширения использования газомоторного топлива на транспорте на период до 2020 года.

От Парламентской ассоциации «ТЭВ России», инициировавшей и патронирующей, совместно с Союзом нефтегазопромышленников России, реализацию федеральной программы «ТОПЛИВО – НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС»,* в работе круглого стола принял участие Сопредседатель Бородай В.И.

   

В центре внимания профессионального сообщества – вопросы, связанные с положительными последствиями и возможными издержками расширения использования газомоторного топлива (ГМТ) на транспорте и прогнозные оценки их соотношения в средне- и долгосрочном периоде.

Участники круглого стола высказали оценочные позиции относительно необходимых показателей скорости и масштабов расширения использования ГМТ и целесообразности задания временных и количественных ориентиров; а также о наиболее предпочтительных, то есть имеющих высокий потенциал, инструментах государственной поддержки ГМТ, среди которых основными позиционируются актуализация нормативного обеспечения и стимулирование участников рынка**.

В России, занимающей двадцатое место в рейтинге мирового парка газомоторных автомобилей, по мнению участников круглого стола, важна роль государства в формировании у автовладельцев экологических стимулов перехода на газомоторное топливо.

Создание газомобиля, по мнению эксперта «Федерации автовладельцев России» Веселкова А.Ю., может стать приоритетным направлением развития отечественного автопрома и должно быть интегрировано в систему государственных мер в программе перехода на газомоторное топливо. Важным аргументом в пользу перехода российского потребителя на газомоторные автомобили будет являться правительственная гарантия сохранения низкой цены на этот вид топлива, во избежание повторения ситуации, связанной с дизельным топливом. При этом к сдерживающим автомобилистов факторам отнесены громоздкость газобаллонного оборудования, уменьшение полезного пространства багажника; снижение мощности двигателя.

В числе обсуждавшихся вопросов – виды газомоторного топлива для использования в России. Из газовых топлив сжиженный углеводородный газ - пропан-бутан – на сегодня наиболее популярен у российских автомобилистов; 1,1 млн. автомашин заправляются на 4,7 тыс. заправках. Порядка 100 тысяч машин заправляются на 246 автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) компримированным – сжатым – природным газом (КПГ), рынок которого активно развивается и имеет благоприятные перспективы, обусловленные, прежде всего, значительно меньшими, по сравнению с пропан-бутаном, а также с дизельными топливом и бензином, удельными расходами (так, например, затраты при использовании КПГ составляют порядка 170 рублей на 100 км пробега, в то время как аналогичные показатели у СУГ составляют 213 рублей; у дизельного топлива – 264 рубля; у бензина – 305 рублей). Перевод автомобильной техники на газ повлечет за собой cнижение транспортных издержек во всех отраслях экономики. Еще большим потенциалом обладает сжиженный природный газ, развитие рынка которого в качестве моторного топлива сопряжено с созданием заправочной инфраструктуры и автомобильного ряда.

Заместитель директора департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики РФ Лобанов М.А. в своем выступлении отметил ряд пилотных проектов по расширению использования ГМТ, а также положительный опыт региональных программ закупок автобусов на газомоторном топливе. Важной представляется координация планов и действий всех участников рынка газомоторного топлива. Масштабные инвестиционные планы по строительству сети газовых заправок у компаний «Газпром» и «Роснефть».

К 2030 году, как следует из выступления главного специалиста ООО «Газпром экспорт» Пронина Е.Н., доля транспорта на газомоторном топливе составит 50% для общественного транспорта, 30% - для грузового и 20% - для сельскохозяйственной техники. При этом экономия на топливо - соответственно 49, 34 и 6 млрд.рублей в год. До 2020 года инвестиции «Газпром» в строительство 2500 заправок составят 241 млрд. рублей. Предусматривается развитие сегмента передвижных газозаправщиков.

По информации представителя столичного предприятия «Мосгортранс», уже обслуживающего 208 единиц автобусной техники на ГМТ, к 2020 году порядка 60% автопарка будет переведено на газовое топливо; в планах – проектирование для работы на газомоторном топливе строящихся автобусных предприятий; ориентиры на реконструкцию производственной базы в соответствии с нормами пожарной безопасности.

В центре внимания участников круглого стола - возможные барьеры на пути внедрения ГМТ и механизмы, им противопоставляемые.

Собравшиеся отметили необходимость скорейшей разработки нового техрегламента о безопасности использования природного газа в качестве моторного топлива.

* Федеральная программа «ТОПЛИВО – НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС» ориентирована на развитие межтопливной конкуренции в сегменте моторного топлива и интегрирование независимых операторов розничного рынка нефтепродуктов в сегмент реализации газомоторного топлива.

Программа предусматривает на базе имеющихся мощностей независимых операторов розничного рынка нефтепродуктов создание многотопливных автозаправочных станций с возможностью заправки транспортных средств не только жидким моторным топливом, но и сжатым – компримированным - природным газом, а также сжиженным углеводородным газом.

**По итогам прошедшего в мае 2013 года совещания по вопросу расширения использования природного газа в качестве моторного топлива Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал перечень поручений Правительству РФ в сжатые сроки разработать комплексный план развития газомоторного сегмента, с внесением изменений в нормативно-правовую базу. В качестве стимулирующих развитие рынка ГМТ механизмов в ходе совещания были предложены: предоставление налоговых льгот (снижение или обнуление ставки транспортного налога на газобалонные автомобили); продление показавшей высокую эффективность программы субсидирования закупок автобусов на газомоторном топливе для субъектов Российской Федерации; программа утилизации старых автомобилей в обмен на покупку новых газобалонных автомобилей.

Распоряжение Правительства Российской Федерации №767-р от 13 мая 2013 года, ориентированное на регулирование отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе на стимулирование расширения его использования, содержит поручения для министерств федерального Правительства разработать к концу текущего года комплекс мер государственной поддержки, направленной на создание условий для расширения использования природного газа в качестве моторного топлива. В качестве целевого индикатора до 2020 года установлен уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб: 50% - для городов с численностью населения более 1 млн.человек; 30% - более 300 тыс.человек и 10% - более 100 тыс.человек. Распоряжение предусматривает также подготовку федеральными органами исполнительной власти и представление в Правительство РФ предложенией о снижении (обнулении) ставки ввозной пошлины на компоненты, необходимые для производства транспортных средств, использующих природный газ как моторное топливо, а также на оборудование и механизмы для заправки транспорта природным газом; предложений о развитии системы субсидирования перевода транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива в целях обновления автобусного парка, транспорта дорожно-коммунальных служб и сельскохозяйственной техники. В рамках Распоряжения Правительства органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано снизить налоговые ставки транспортного налога для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, начиная с 2014 года на срок до 2020 года. Кроме того, предполагается ведение федерального статистического наблюдения в отношении количества транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, в разрере компримированного природного газа и сжиженного природного газа с разбивкой по видам транспортных средств; а также в отношении количества объектов газозаправочной инфраструктуры, использующих природный газ, по видам газозаправочных станций.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 29 мая 2013 года №451 пополнило перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, услугой заправки транспортных средств газомоторным топливом. 

Источник: Парламентская ассоциация "ТЭВ России"
© Парламентская ассоциация «Топливно-энергетическая вертикаль России», 2006.